​ДРЕВНЕЕ ГОРОДИЩЕ ОТЫРАР

​​ДРЕВНЕЕ ГОРОДИЩЕ ОТЫРАР 
       ​ Отырар – благословенное место на Великом шелковом пути, имеющее огромный вклад в мировую цивилизацию, глубокую историю, прекрасную природу, расположенный у слияния двух рек Арысь в Сырдарья. 
       С древнейших времён Отырар всегда находился в научных, культурных, экономических, дипломатических отношениях с широко известными на Востоке государствами как Индия, Китай, Византия, а также имел развитую науку и культуру в своих городах, торговлю, производство, растениеводство и животноводство на своих полях. 
       Географическое положение региона способствовал развитию многоотраслевого хозяйства. Малые реки, такие как Боген и Чилик, вытекают из предгории Каратау, а крупные реки, такие как Арысь, впадают в Сырдарью. Теперь нет древних названий мест и воды в устах здешних людей. Прошло всего несколько сотен лет, но название древнего города Отырар сохранилось. В древних изданиях, городище Отырар характеризуется тем, что это был центр региона, занимающий территорию примерно в один день пути в длину и ширину. 
       Отырар - так назывался широко известный на Востоке средневековый город. Он прославился как родина выдающегося ученого-энциклопедиста Абу Насра альФараби. В его нисбе заключено ещё одно название города Фараб, которое, по мнению ученых, является синонимом Отырара. Отрар-Фараб в VI-VIII вв. был столицей крупного феодального владения на Средней Сырдарье, в ІХ-ХІІ вв. главным городом округа, в XIII-XV вв. он один из крупнейших городов юга Казахстана, а в XVI-XVII вв. становится политическим и экономическим центром Казахского ханства. 
      Средневековые арабские и персидские авторы, историки, географы писали об этом городе как политическом, торговом и культурном центре на юге Казахстана, игравшем важную роль в истории Центральной Азии. 
      Своей ролью и значимостью город во многом был обязан выгодному географическому положению. Отырар при впадении рек Арысь в Сырдарью центр большого земледельческого района. Отырар вблизи предгорий Каратау - одна из опорных крепостей кочевников. Как заметил известный востоковед и археолог А.Н. Бернштам: «Трудно найти в Средней Азии более выгодное и более опасное положение». Запустел Отырар к середине XVIII в., а во второй его половине уже лежал в развалинах, превращаясь в размытый дождями бугор, который местные жители и стали называть Отырар тобе. 
      В конце XIX в. развалины Отырара и других городов и поселений давно привлекали внимание исследователей. С тех пор археологические исследования в Отыраре продолжаются. 
      Памятники Отырара широко описаны в трудах Б.Б.Бартольда, Е.Г.Смирнова, Н.С.Ликошина, А.О.Руднева, Д.Н.Люшина, И.А.Кастанье, А.К.Кларе, А.Черкасова, И.Т.Постлавского, А.Н.Бернштам, Е.И.Агеевой, А.Г.Максимовой, К.А.Акишева, К.М.Байпакова, М.Б.Кожа и других учёных. Первый официальный топографический план Отырара был снят в 1903 году. В 1904 году здесь были проведены археологические раскопки силами Туркестанского кружка любителей археологии, функционировавшего с конца ХІХ в. в Ташкенте под руководством А. Кларе. 
      В 1947 году началось изучение памятников, расположенных на территории Южного Казахстана. В то время Институт истории, археологии и этнографии и Ленинградское отделение Института материальной культуры совместно создали ЮКАЭ, руководителем экспедиции был А. Н. Бернштам.
      ЮКАЭ провело исследование таких исторических памятников, как Пышакшитобе, Алтынтобе, Куйрыктобе, Марданкуйик, Кокмардан, а также Бузык, Оксыз, Артык-ата, Кауган-ата и Сумагар на северном берегу Сырдарьи. 
      В 1969-1971 годах по инициативе Кемеля Акышева Институт истории, археологии и этнографии АН Казахской ССР им. Ш.Уалиханова возобновил работу с Отырарской экспедицией. В результате Отырар оказался наиболее изученным средневековым городом Казахстана и Средней Азии. 

РАННЕСРЕДНЕВЕКОВЫЙ ОТЫРАР 
       Возникновение населённого пункта на месте Отырара относится к первому веку н.э. и это гораздо более ранний период, так как только в VIII веке в письменных источниках появляется название Отырар-Фараб. Центр государства Кангюй на юге Казахстана образовавшегося в конце I тысячелетия располагался в Отырарском оазисе, по среднее течение реки Сырдарьи.               Поселении и города здесь состояли из нескольких небольших регионов. Среди них одно из крупнейших месторождений располагалось недалеко от городище Отырар. Возвышение города датируется к начале 1-го века до нашей эры. Доказано также, что к этому периоду относятся нижние слои здешних городищ с современными названиями Куйрыктобе, Алтынтобе, Жалпактобе и Марданкуйык. Эти города стали здесь крупными городскими центрами в III-V веках. Кроме того, центрами небольших регионов здесь были городище Кокмардан на левом берегу реки Арысь, город Оксыз на левом берегу Сырдарьи и город Бузык в нижнем устье реки Богень. В эти времена жители поселения умели выплавлять железо и изготавливать из него предметы домашнего обихода, различные украшения и украшения из кости. Кроме того, на высоком уровне развито производство керамики. До обжига к большинству поверхностей посуды даны символы в виде тамга и прикреплены статуи в виде человеских фигурок. 
      Тамга олицетворяют знаки мастеров, статуи наводили на мысль что они охраняют еду и пищу внутри сосуда. А выполнение ручек посуды в форме барана было характерно для племен, населявших Сырдаринский регион, в том числе и Отырар. Ручки в форме барана, прикрепленные к посуде, использовались как оберег защищающий посуду от сглаза. Кроме того при раскопках обнаружение на городских территориях ирригационных отходов, зерна, наличие соломы между штукатуркой пола и сырцовым кирпичом, а также наличие большого количества зернодробилок свидетельствуют о хорошо развитом земледелии. 
      При раскопках городов и могильников обнаружение посторонних предметов - иранских каменных печатей, римских бронзовых фибул - пуговиц, зеркал и китайских монет - доказывает, что торговля велась с Китаем, Римом, Кушанской империей и Сасанидским Ираном. 
      Бронзовые монеты выпускались в Отыраре как основа международного отношения. По одну сторону от них тамга-символы Кангаров, а по другую — лев. Тюргешский, китайский и сасанидский тенге использовались в качестве валюты международной торговли. Общая ирригационная система Отрарcкого оазиса начала формироваться в этот период, то есть в VII-VIII веках. 
       Земли в середине течении Сырдарьи были заселены в VIII-X веках. Сначала он был завоёван арабами, а затем в IX-XI вв. эти земли входили в состав государств Саманидов и Караханидов. То есть это время считалось временем зарождения религии ислама и мусульманской культуры. 
       Знаменитый энциклопедист-ученый Востока Абу Насир аль-Фараби родился в Отырарском оазисе, в городе Весидж (Оқсыз) на реке Сырдарья. Широко распространились арабский язык и письменность. Рядом с мечетями открылись школы и библиотеки. 

ОТЫРАР В IX-XII ВЕКАХ 
       Эпоха городской культуры в Средней Азии и на юге Казахстана приходится на IX-XII вв. С этого времени строились новые города и начали процветать старые города. Территория города была увеличена за счёт рабада, а города были окружены укрепленными сооружениями, такими как возвышающиеся замки, рвы и курганы. На основе многолетних раскопок установлено, что дома, составлявшие махаллы в центральном районе города, были плотно застроены. 
       В жилых помещениях домов имелись суфы высотой 0,4 м и шириной 1-1,20 м, построенные вдоль стены. На полу открытые очаги с казанами и костром в виде керамической скороводы. Их эскиз украшен круглыми и прямоугольными (точнее, антропоморфными), окантовочными и бахромчатыми узорами. 
      Кроме того, в городе работали системы канализации, в каждом доме установлена санитарно-гигиеническая система. Рядом с городами появлялись мусульманские кладбища, строились мавзолеи, образовывались крупные ансамбли. В городах стали строить мечети. Подобную сцену мы можем видеть в мечети раннего периода, отнесённой к «столбному» типу, обнаруженной при раскопках, проведённых в городе Куйрыктобе. Это сооружение относится к Х веку. Ученые-исследователи преполагают, что, возможно, здесь проповедовал Арыстанбаб, учитель Ходжи Ахмета Ясави. Во время строительства города стали появляться общественные здания, такие как бани. Об этом свидетельствуют результаты раскопок на территории Отырарского рабада в XI-XII веках открытие двух бань. 
      В XI-XII веках развитие керамического искусства здесь достигло своего расцвета. Распространено украшение блюд под мишуру красным, черным, зеленым, желтым цветами. Выражения были эпиграфическими, растительными и геометрическими.        Кроме того, особую привлекательность представляют найденные при раскопках блюда с изображениями птиц и животных, украшенные лепестками цветов и священными словами, написанными арабской вязью. 
      Мастера по стеклу изготавливали различную продукцию – посуду и предметы быта, ювелирные и парфюмерные сосуды, химическую посуду. Кузнецы изготавливали подсвечники и декоративные изделия из цветных металлов, ювелиры изготавливали украшения из золота и серебра. Кроме того, в этот период в Отыраре действовал монетный двор, развивалась торговля, из-за границы ввозились различные предметы. За пределами города развивались образование и наука, культура, животноводство и земледелие. 

МОНГОЛЬСКОЕ НАШЕСТВИЕ НА ОТЫРАР 
       В первой половине 13 века Отырар входил в состав государства Хорезмшахов. В 1218 году Чингисхан направил торговый караван во дворец Хорезмшаха Мухаммада, и когда караван прибыл в Отырар, по приказу правителя города Эналши Кайрхана Мухаммада, кипчакского военачальника, караван был уничтожен. Это событие стало единственной причиной завоевания монголов на западе. 
      После этого осенью 1219 года монголы вторглись в Отырар. После шестимесячной осады город был захвачен, разрушен, а его население уничтожено. В этой войне, длившейся шесть месяцев, наряду с доблестью города все показали сильные оборонительные крепости. 
      Монгольская конница скорбью прошла по земле Казахстана. Города были разрушены, а цветущие зимовки испорчены. В результате этого вторжения процветание Отырара также застопорилось. Во время раскопок в Отыраре, в культурных слоях, относящихся к началу XIII века обнаружено множество следов разрушений и пожаров. 
     Многие города, разрушенные этим переворотом, не удалось восстановить. Но монгольское нашествие не смогло уничтожить городскую культуру Казахстана, поскольку его традиции, берущие своё начало от культуры кангюи и кангаров, были прочно укоренены. Археологические исследования доказали, что городская жизнь на юге Казахстана развивалась и процветала во времена Монгольской империи, Акорды и Казахского ханства. Монголы не просто вторглись, они провели денежные реформы с целью развития торговли. По этой причине от имени Шагатая чеканились и вводились в обращение серебряные и медные монеты. 

ОТЫРАР ПРИ ТИМУРЕ 
      В ходе смуты, начавшейся после смерти Чингисхана, Отырар стал центром политического и экономического значения в Сырдарьинском регионе. В середине XIII века город снова начал процветать как крупный торговый центр на пути с Запада на Восток. По этой причине он снабжал металлическими деньгами юг Казахстана и север Средней Азии. Здесь чеканили в основном медные и серебряные дирхемы и золотые динары. 
      В XIV веке Отырар был перестроен, а в эпоху Золотой Орды в регионе были построены грандиозные дворцы и мечети. Как и в других городах Туркестана, ханы Ақ Орды построили в Отыраре новые здания. В то время город стал крупным центром торговли и бизнеса. 
      Когда Отырар и другие города по реке Сырдарьи были подвластны Темиру, в Туркестане был построен мавзолей Ходжи Ахмета Ясави, отремонтирован мавзолей Арыстанбаба в Отрарском оазисе, а в самом Отраре построена городская пятничная мечеть. Зимой 1405 года, во время подготовки к китайскому походу, во дворце хана Бердибека в Отыраре погиб великий воин Амир Тимур. 
      В конце XIV и второй половине XV века Отырар оставался крупным стратегическим и экономическим центром в составе государства Амир Темир. Археологические исследования показывают, что городской замок был отреставрирован в конце XIV – XV вв. Бывшая стена кургана вновь была утолщена на полтора метра. Водопроводная система под названием «Темирарык» была построена из реки Арысь для обеспечения водой полей и жителей города. 
       В 200 м к югу от южного угла городища Отырар обнаружение производства по строительству архитектурных материалов - хир (алебастр, ганч), показало, что в это время существовало производство строительных материалов. Результаты исследований показывают, что эти места действовали во второй половине XIV и первой половине XV веков. 
       В 200 м к западу от южных ворот города, у водохранилища была баня последней четверти XIV— первой половины XV в. Он был построен в XI-XII вв. Пол бани покрыт керамической плиткой и через этот пол передавался тепло. Кроме того, в здании имелся бассейн и массажные кабинеты. 
       На востоке городище Отырар, определено место концентрации гончарного производства 13-15 вв. Район занимает около 2 га земли. Здесь мастера изготовливали посуды, кувшины, миски, украшенные этикетками, выступами и формами из неглазурованной керамики с покрытием красным ангобом. В то же время в больших количествах производилась и поливная керамика. Сосуды украшались геометрическими, растительными, зооморфными и эпиграфическими узорами.
 
ОТЫРАР ПРИ КАЗАХСКОМ ХАНСТВЕ 
      Отырар укреплялся и расширялся, в городе строились новые здания, и дальше процветало ремесло когда возникло Казахское ханство в XV- нач. XVI вв. 
        Во времена Казахского ханства Отырар не потерял своего административного положения в этом регионе в ходе непрерывных конфликтов с шайбанами за обладание Туркестаном, то есть в конце XV века. Это связано с тем, что Отырар сохранил своё экономическое и политическое положение среди городов Туркестана, а также сохранил свое историческое влияние и мощь в период становления и развития Казахского ханства. В конце XVI века Отырар вошёл в состав Казахского ханства. 
       Города вдоль Сырдарьи считались административными, экономическими и культурными центрами казахов. Будучи крупными ремесленными и торговыми центрами, они имели большое значение. Через города в деревню завозились ремесленные изделия, ткани и другие предметы домашнего обихода. Кроме того, они считались местами торговли скотом, продуктами животноводства и зерном. 
      В то же время в эти периоды совершенствовалось оружие и стали появляться обрезы. Для них были приготовлены литые свинцовые пули. В археологических раскопках к этому периоду отнесли второй строительный слой. 
       По результатам исследований Отырар снова поднялся из руин. Дома построены по всему городу, и пустых мест не осталось. Развиты такие ремесла, как обжиг гончарных изделий, обработка железа и ткачество тканей. Были в городе и дома с магазинами. По данным исследования К.М. Байпакова, К.А. Акишева, Л.Б. Ерзакович 12 процентов населения города занималось ремёслами, а 15 процентов - торговлей. Кроме того, в XVIII веке в Отыраре было около 761 дома, в которых проживало около 5212 человек. Обнаружение в этом слое Отырара среднеазиатских и российских тенге указывает на направление торговых отношений. Однако на базаре Отырар в основном продавались медные тенге ташкентские и из Яссы. Это свидетельствует о том, что Отырар снова пережил период расцвета. 
       Но джунгарские нашествия, внутренние распри и масштабный кризис экономической жизни привели к упадку городской жизни, прекращению существования ряда городов по Сырдарье, в том числе Отырара. Жизнь древнего города остановилась в середине XIII века, и с тех пор опустевший город превратился в руины, которую местные жители называют «Отырартобе».