ВОРОТА «ЖАРАҚТЫ»
(«Бронирванные») XI-XVII вв.
Ворота
это сложное фортификационное сооружение. Оборонительная система
"Жарақты" построена на платформе за крепостными стенами. Платформа обнесена и укреплена кирпичной
кладкой толщиной в 1 м. Высота платформы 4,1 м.
Система состоит из внешних ворот, кураульных помещений, и внутренних
ворот. Платформу окружает глубокий ров. Перед внешними воротами располагался
мост. По середине рва сохранилась кирпичная опора моста. На противоположной
стенке рва сохранились места деревянных опор, а сама стенка рва в этом месте
укреплена кирпичной кладкой.
Ворота
Жарақты были построены до монгольского нашествия. Остатки ранних ворот выявлены
во время раскопок в виде остатков сырцовой башни, а таже внутренние ворота
комплекса датируются 11-12 веками. Название ворот известна нам из сочинения
Х.А.Ясауи "Диуани хакмет". Там говорится, что могила Арыстанбаба
находится на кибловой стороне ворот "қабуғ иаруғ", что соответствует
южным воротам шахристана. Название ворот в переводе на современный казахский
язык означает "Жарақты қақпа", т.е. «бронированные ворота».
Эти
ворота разрушили монголы в 13 веке. В начале 14 века они были заново отстроены.
Окончательно ворота погибли в 17 веке. Вероятно, это связано с нашествием
джунгар.
ВОРОТА СОПЫХАНА. VIII-XIII вв.
Ворота, разрушенные во
время монгольского нашествия, в топографии города не прослеживались. Ворота
Сопыхана были
построены одновременно с северными воротами, в VIII веке,
поэтому,
идентичны по конструкции и расположению. Они построены на стыке шахристана и
цитадели. Мы знаем о воротах Сопыхана из письменных источников. Именно через
эти ворота в город вошла армия Чингисхана. Персидское название ворот -
«Дарваза-и-Суфи». Они получили такое название в связи с тем, что дорога идущая
от ворот вела в сторону могилы суфия Арыстанбаб. После монгольского нашествия,
то есть в конце XIII в. начале XIV в. были восстановлены городские стены и
башни. В это время место ворот Сопыхана
была
заложена и построена крепостная стена.
Ворота Сопыхана был
одними из главных ворот Отрара до монгольского нашествия. После того, как все
ворота были заменены сплошной стеной, внешняя часть
входного комплекса
остались без присмотра и потеряли свое значение. Строительный
материал ворот могли быть использованы для других строительных нужд. Постройки комплекса
ворот, такие как
например, караульные
помещения, из-за этого не сохранились.
СЕВЕРНЫЕ ВОРОТА, VIII-X вв.
Северные ворота
Отрара построены на стыке крепостных стен шахристана и цитадели. Ворота были основаны в VIII веке, а XI
веке разрушены. Ворота представляют собой сложную фортификационную систему. Он
состоит из внешних ворот, внутренних ворот а также, арсеналом и караульными
помещениями между ними.
Были изучены башни и
караульные помещения Северных ворот, остатки улиц,
относящихся кVIII-IX,
XI-XII, XIII-XIV и XVI-XVII векам, а также
участок крепостной стены шахристана. Раскопками установлено, что ворота
перестали функционировать до монгольского нашествия, еще 10 веке.
ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ
КОМПЛЕКС, XV-XVI вв.
При входе в город через ворота Жаракты, с левой стороны магистральной улицы обнаружены развалины
комплекс, состоящий из жилого дома и гончарного мастерского. Жилая часть состоит из трех помещений
анфиладной планировки. По центру расположен коридор с закромом, через него
попадали в жилое помещение и кухню, по бокам. К жилой части примыкают
производственные помещения. Под навесом перед домом расположены гончарные печи
и площадки, где изготавливались и сушились керамические изделия.
Печи двухкамерные, с огневой и обжиговой камерами. Печи
различаются формами, круглой и прямоугольной. Выявлено, что печи использовались
очень долгое время. Мастерская с жилым домом функционировали XV-XVI веках.
ЖУМА МЕЧЕТЬ XIV в.
Жума
мечеть Отрара расположена в юго-восточной части центрального холма. Размер
мечети, построенной под влиянием известного полководца Амира Темира составляет
60х22 метра. Вход находится посередине северо-восточного фасада, выступая от
линии стен порталом, размером 2,7х1,35
м. Пролет портала около 6 м. Западный пилон сохранился на высоте 1,7 м,
восточный полностью разрушен. По углам портала небольшие башни диаметром 2 м.
Внутри башни были лестницы. Доступ к ним осуществлялся через дверь шириной 1 м
на внутренней стороне портала. Первые четыре ступени винтовой лестницы
сохранились в портале с правой стороны от входа. Фасадную композицию здания
определяют четыре открытые галереи, состоящие из тридцати колонн, расположенных
в три ряда. Столбы квадратной формы (1,35х1,35 м). Расстояние между столбами
3,7 м. На входной оси имелись два зала. Здесь стены почти полностью разрушены.
Прямоугольное сечение секции, 3,3х1,65 м, сохранилось с западной стороны
первого зала. Две передние колонны главного михрабного зала частично
сохранились. Есть основания полагать, что сечение столбов было многоугольным.
Задние столбы выглядят как квадратные пилоны по обеим сторонам михраба.
ДВОРЕЦ БЕРДИБЕКА, XIV-XV вв.
Составная
часть цитадели города Отрар, игравшей ведущую роль в общегородской застройке в
XIV-XV веках. Цитадель возник на этом месте в XIV веке, после разрушения
домонгольской цитадали в северном углу монголами в начале XIII века. Дворец Бердибека
самый изученный из трех цитаделей города Отрар.
По
сведениям Шараф ад-Дина ал-Иазди дворец Бердибека состоял из многочисленных
комнат и аудиенц-зала для официальных приемов. В этом дворце останавливался
эмир Тимур со своей свитой.
В начале
XV в. Здесь произошли важные события. Эмир Тимур принимал во дворце послов
Тохтамыш хана, и здесь же он скончался. Эти события отражены в письменных
источниках, а также в городских легендах. В междоусобных
войнах, начавшихся после смерти эмира Тимура в первой половине XV века цитадель
и дворец подверглись разрушениям и перестала функционировать.
МАВЗОЛЕЙ-СКЛЕП. XV в.
Мавзолей
был построен на развалинах дворца Бердибека, в пределах крайнего, углового
помещения юго-западного угла. Фасадом ориентирован на юго-запад, в сторону
соборной мечети.
Мавзолей
в плане прямоугольный, состоит из двух частей, подземного склепа и зиаратханы
над ней.
Надземная
часть – зиаратхана полностью разрушена. Внутренняя часть Зиаратханы размером 4х4,7 м.
Наиболее
высоко сохранившемся юго-восточной стене было выявлено основание оконного
проема шириной 1,2 м. Торцы проема оштукатурены гипсом. Вдоль трех стен
зиаратханы устроены суфы, шириной 45-50 см.
В
подземный склеп спускались по лестнице. Параметры склепа 3,45х3,45 м. Нижняя
часть на 7 рядов кладки выложена вертикально, далее кладка переходит на
четырехгранный низкий купол. Купол по центру пробит при разрушении наземной
части мавзолея и склеп заполнился натечным грунтом.
ТОРГОВЫЙ РЯД, XVII в.
В средние
века рынок занимал особое место, так как вносил значительный вклад в развитие
городской культуры, т. е. политической, экономической и культурной жизни.
Средневековые записи показывают, что Отрар, когда-то крупный центр торговли и
ремесел, а также крупный сельскохозяйственный район, наряду с ремеслами,
животноводством и земледелием, развил высокий уровень культуры торговли.
Раскопки
проводились в северо-восточной части города, на пересечении главных улиц,
соединяющие три городские ворота. Результаты раскопок (раскопанные торговые
ряды, находки) показали, что место, где мы проводили раскопки, представляло
собой базарную площадь, характерную для XVII в. Кроме того, найденные в
комнатах №1, №2, №3 и №4, ручные мельницы и закрома, явно превыщающие
потребности одной семьи, свидетельствуют о том, что здесь был хлебопекарный
комплекс.
СТЕНА ШАХРИСТАНА (ШАХРИСТАНСКАЯ СТЕНА)
Город
Отрар состоит из частей Кухендиза (цитадели), Медины (шахристана) и рабада, а
также других городов, расположенных в Средней Азии и других регионах
Казахстана. В настоящее время выявлено четыре ряда укреплений, построенных в
Отраре на каждом этапе. Остатки двух внешних стен, окружающих рабадскую часть
города, сохранились только на северо-западе и западе города.
Шахристанскую
часть Отрара планируется сохранить в виде пятиугольной крыши. Вообще Шахристан,
являющийся основной частью города, окружен очень сильной крепостью. Сегодня
юго-западная часть шахристанской стены полностью открыта и превращена в музей
под открытым небом.
В
целом, в результате исследований системы обороны города были выявлены остатки
крепостных стен, построенных на каждом этапе.
ЖИЛОЙ КВАРТАЛ XVI-XVII
вв.
Известно,
что в XVI-XVII веках жилищное строительство в Отраре существенно изменилось. По
сравнению с домами первой половины XV века во внешнем устройстве и внутреннем
убранстве жилья наметилась новая тенденция. В частности, преобладание домов,
построенных в местном стиле, примыкающих друг к другу. Количество домов в одном
квартале увеличилось с 6 до 20.
По
умолчанию тандыр, расположенный в передней части помещения, стал располагаться
вплотную к входной двери, таснау. Дымоход тандыра через кан в суфе выводится к
ближайщему углу помещения. Кан в суфе, в свою очередь, служил теплым полом.
В
помещениях устраиваются закрома с горшками и хумами. Появляется тенденция
устраивать полки на стенах комнаты для такой утвари, как посуда и столовые
приборы.
Анализ
жилища позднего средневековья показывает его связь с более ранним жилищем.
ЖИЛОЙКВАРТАЛ X-XII
вв.
X-XII вв.
Для него характерны изменения внутренней структуры и расширение территории
средневековых городов, расположенных в южной части Казахстана. Между ІХ и ХІІ
веками быстро росли производительные силы общества. При караханидском правлении
Казахстана, города наполнялись постройками религиозного назначения,
аристократическими дворцами, водопроводом, канализацией, а также новыми
направлениями городской структуры, такими как мечети и бани. Значительные
изменения начали происходить в жилищном строительстве. Стали набирать обороты
анфиладные, то есть трехкомнатные дома, построенные цепочкой, и крестообразное
жилье.. В то же время имелись существенные отличия во внутреннем оформлении
комнат. Большую часть стала занимать суфа.
ЖИЛЫЕ КВАРТАЛЫ XIV-XV вв.
XIV-XV
вв. При изучении Отрарского жилья были выявлены комбинированные модели домов,
состоящих из гостиной, кухни, кладовых. Жилые помещения делятся на жилое и
хозяйственные части. Большая часть гостиной занимала суфа и имелись тандыр или
очаг. Перед входом имелись ташнау стенки которого сложены из кирпича, и полом
выложенным также из кирпича. Напротив гостиной или в продолжение ее
упродовольственная или хозяйственная кладовая. В кладовых найдены кухонная
утварь и емкости для хранения зерна.
БАНЯ
В IX-XV вв. В
городской застройке появляются такиеобщественные сооружения, как бани. На
территории рабада Отрара раскопками обнаружены две ранние и одно
монголо-тимуридское времени общественные бани. Если одна из них располагалась в
северо-заподной части города вблизи крепостной стены шахристана, то вторая
располагалась на месте бани 13-15 вв, Последняя состояла из раздевалки,
помещения для отдыха, массажной, паровой, центрального зала, помощения для
мытья. В ряде помещений для выкаладки полов изпользовались глазурованные
кирпичи и плитки. Водоснабжение бани осуществлялось при помощи водопровода,
выведенного из водохранилища. Ряды труб были уложены в подземной галерее.
Отрарская баня обогревалась топкой, от которой отходил жаропровод, затем
системой столбиков и направляющих стенок жар разделялся на потоки, обогревавшие
полы всех помощений. Дым выводился через
вертикальные дымоходы, проложенные в толще стен. Они служили одновременно
регуляторами температуры.
ГОНЧАРНАЯ МАСТЕРСКАЯ XIII-XV вв.
Гончарное ремесло в Отраре сосредоточена в центре города и в рабаде. Мастерские гончаров занимает около 2 га. Во время раскопок были выявлены два строительных слоя. Нижняя часть относится к XIII веку, верхний слой - к первой половине XIV века. На уровне нижнего слоя раскопано 6 мастерских. Одна из них имеет площадь 157 м2, из которых 89 м2 - производственная часть, остальные - жилая. Производственная часть состоит из 2-х помещений. Первый накрывается навесом, опирающимся на деревянную опору. Опорный камень был найден посреди комнаты. Внутри комнаты были керамическая посуда, колодец и керамический сосуд для воды. Весь восточный угол вымощен керамической плиткой размером 45х45х5 см. Похоже, здесь обрабатывали глину. Площадь второй комнаты 40 м2. Часть его была закрыта, а другая открыта. Пол в сарае выложен плиткой.. В восточном углу керамический ящик с глиной, в западном - гончарный круг. Справа в землю врыта миска с широкими краями, чтобы обмалкивать руки в воде при приготовлении продукта. На противоположной стороне только набор готовой продукции, шириной 2 м, длиной 2 м и высотой 0,3 м. Двух камерная керамическая печь расположена в северо-восточном углу помещения. В 7 комнатах был камин. Сохранился в виде котлована длиной 2 м, шириной 0,4 м и глубиной 0,4 м. Очаг засыпался белым кристаллическим порошком, который получают при обжиге камыша.
ГАЛЕРЕЯ
Подземная галерея
имеет длину 50 м, высоту 2 м и ширину 1,5 м. Два ряда керамических труб по
галерее подводили воду из резервуара к бане. Диаметр труб 20 см.
Свод большей части его рухнула. Свод сохранилась только вблизи бани. В
основании галереи выявлена система водопровода из керамических труб. Они
находятся на нескольких уровнях. Кажется, что система трубопроводов
ремонтировался и перенаправляется на каждом этапе.
Культурные слои, в которых была раскопана галерея, образовались
до 14 века. Слои включают в себя
фрагменты керамических и стеклянных изделий, остатки
построек. Большинство из них относятся к караханидской эпохе
(10-13 вв.). После разрушения место бани и ее окрестности вместе с галереей
превратились в кладбище.
ЖИЛЫЕ КВАРТАЛЫ В
Х-ХІІІ вв.
Раскоп III на шахристане городища Отрар выявил пять
строительных горизонтов, и позволил установить характер застройки шахристана на
протяжении пяти веков. По уровню горизонта V застройка
вскрыта лишь в северной части раскопа на площади 300 кв. м., где выявленная
плотная застройка. Были вычленены четыре домовладения. Домовладение
включало в себе такие помещения как, коридор, жилое помещение, кладовая, и
санитарное помещение. Элементы интерьера состоят
из суф, тандыров, очагов-сандалов, санитарные
ванночки, закрома. Исследования
на этом
участке Отрара показали
высокий уровень развития культуры в целом и бытовой культуры в частности в Х-ХІІІ
вв. Этот подъем характерен для всего Востока,
который Адам Мец
охарактеризовал как «исламский ренессанс».
ХАНАКА ЕРЗЕН ХАНА
(вторая четверть XIV – начало XV
в.)
Установлены два периода
функционирования сооружения. Первоначально сооружение было построено как баня, и некоторое время функционировало в этом
качестве. Со временем баня была закрыта
и переоборудована в ханаку.
Характеристика сооружения в период бани
Баня имела крестовидную планировку. Вокруг крестовидного помещения
концентрировались другие помещения. Такая планировка бани в рассматриваемый
период была характерна для многих изученных бань. Параметры бани 19х23 м. Он
состоит из центрального зала крестовидной формы, 5 помещений группирующихся
вокруг него и входного коридора. Баня была
построена во второй половине 13 века и функционировала до второй четверти 14
века. Во второй четверти 14 века
сооружение подверглась капитальному ремонту и кардинальном изменения в
планировке и интерьере. Таким образом, он сменил функциональное назначение и
начался второй период функционирования. В начале 14
века суфизм вступает в развитой период, главы (шейхи) тарикатов набирают
вес в религиозной и политической жизни государства. В это время общественный
статус суфизма изменился, мистическое течение в исламе приобрело значение
политизированного института.
МЕЧЕТЬ XVI в.
В XVI в. заново застраиваются заброшенные участки шахристана. К этому же времени относится постройка монументальной мечети из жженого кирпича, располагавшееся в южной части центрального бугра. Общая длина мечети остается неизвестной. Ширина мечети 15,5 м. Здание мечети состояло из центрального зала и примыкавших к ней двух крыльев. Вход в михрабный зал выделен порталом. Размеры центрального зала 7x7 м. Стены михраба и предмихрабной ниши покрыты тонкой ганчевой штукатуркой.
This site was created with the Nicepage